ООО «Минерал–1»

«Торговля и поставщики смотрят в разные стороны…»

22.08.2009

«Торговля и поставщики смотрят в разные стороны…»

Интервью с Н. Г. Ткаченко, генеральным директором ООО «Минерал-1», Владивосток, в журнале "Ювелирная Россия". 

Корр. : Надежда Геннадиевна, по Вашим наблюдениям, какие тенденции доминируют сегодня на ювелирном рынке?

Н. Г. Ткаченко : Все зависит от региона: где-то товар стоит, а где-то хорошо продается. Ситуация зависит и от класса продаваемой продукции. Однозначно спрос ушел в сторону недорогих украшений, ведь сегодня не каждый себе может позволить роскошь. Если говорить о ценовых категориях, то пользуются спросом изделия из золота стоимостью до десяти тысяч рублей, из серебра — до двух тысяч рублей. Но если серебро и золото по-прежнему покупают, то спрос на бриллиантовую группу очень плохой. В этом сегменте продаются изделия стоимостью не более одиннадцати тысяч рублей, а вот дорогие изделия от двадцати тысяч до ста тысяч рублей реализовывать крайне сложно. Так что можно сказать, «массовка» сегодня более прибыльна.

Корр. : От чего, на Ваш взгляд, ювелирная отрасль в период кризиса страдает больше всего? Н. Г. Тка ченко : На эффективность работы влияют и падение спроса, и уменьшение объемов кредитования, и рост цен на приобретаемую продукцию. Сегодня производственные предприятия заведомо завышают цены. Корр .: Расскажите, пожалуйста, об изменениях в вашей компании, которые произошли в последнее время.

Н. Г. Ткаченко : Сокращений штата или заработной платы сотрудников у нас не было. В летнее время зарплата даже увеличивается, так как оплата у нас почасовая. Мы изначально организовали работу таким образом, что увольнять нам просто некого. У нас нет большого числа PR-менеджеров и других сотрудников, которые сейчас чаще всего попадают под «кризисные» сокращения в других компаниях. Если говорить непосредственно о продукции, то увеличился объем поставок изделий из серебра и золота.

Корр. : Не секрет, что в последнее время со стороны торговли участились случаи несвоевременных выплат за реализованную продукцию. В чем, на Ваш взгляд, причины этого явления?

Н. Г. Ткаченко : Я могу назвать целый ряд причин. Во-первых, очень высокие цены на продукцию. Во-вторых, низкая покупательная способность. В-третьих, дизайн продукции отечественных компаний сильно отстает от мировой ювелирной моды. Производители почему-то по сей день хотят продавать то же, что и двадцать лет назад. А сегодня покупатель нуждается в новинках. В-четвертых, отсутствует фирменная упаковка товара от производителя. Сегодня из двухсот компаний, с которыми мы сотрудничаем, лишь пять имеют фирменную упаковку с названием и логотипом. Это ненормальная ситуация: изделие стоит двести тысяч рублей, а производитель присылает его в пластиковой коробке за четыреста рублей! Мы вынуждены сами закупать дорогие красивые футляры для подобной продукции да еще и дарим клиентам подарки — как правило, дисконтную карту и бутылку дорогого вина или коньяка. Поставщики сегодня крайне плохо борются за собственный имидж, а значит, и за покупателя. Мы заботимся о репутации своих магазинов, поэтому приходится переупаковывать товар, дарить подарки. Лишь малая часть поставщиков сегодня имеют реально работающие сайты, почему-то им кажется, что люди по-прежнему плохо разбираются в ювелирных изделиях. А это не так. Покупатели приходят в магазин для того, чтобы получить удовольствие. Клиенту приятно, когда с ним вежливо обращаются, предлагают широкий ассортимент, преподносят качественный товар в красивой упаковке. А производитель не задумывается о желаниях потребителя. Торговля и поставщики сегодня смотрят в разные стороны, поэтому друг на друга обижены.

Корр. : Как вы строите отношения с поставщиками при расчетах за реализованный товар?

Н. Г. Ткаченко : Наша компания уже давно работает на ювелирном рынке, поэтому мы имеем возможность выдвигать поставщикам определенные условия. Одним из таких условий является то, что мы оплачиваем только реализованную продукцию. Как правило, все производственные предприятия соглашаются с нашими требованиями, так как доверяют нам.

Корр. : Уменьшилось или увеличилось число поставщиков — партнеров компании по сравнению докризисным периодом?

Н. Г. Ткаченко : Пожалуй, увеличилось. У нашей компании очень хороший сайт, через который нас часто находят новые поставщики, но в большинстве случаев мы отказываемся от сотрудничества с ними, так как успешно работаем с прежними надежными партнерами. Сейчас нам даже не приходится делать заявок с указаниями необходимой продукции: поставщики сами изучают спрос и стараются предлагать то, что нужно покупателю, а нам остается только указывать размеры. Если ищем какие-то новинки, то знакомимся с каталогами и заказываем у производителя. Например, в нынешнем году появился спрос на украшения из розового золота, однако пока никто из отечественных заводов не делает такого продукта — в этом мы сильно отстаем от западных коллег.

Корр. : Изменился ли в последнее время ассортимент? Не избавляетесь от товаров с плохой оборачиваемостью?

Н. Г. Ткаченко : Благодаря туристам из Китая такая проблема у нас практически не возникает: даже товары с плохой оборачиваемостью удается продать. Мы редко возвращаем поставщикам продукцию, несмотря на то что, например, бриллианты продаются сейчас плохо.

Корр. : Что бы Вы посоветовали поставщикам?

Н. Г. Ткаченко : Снизить цены и расширить ассортимент.

Корр. : Некоторые представители розничного ювелирного бизнеса говорят о том, что стоимость открытия новых точек по сравнению с докризисным периодом в последнее время снизилась и что вообще кризис — время для вхождения на рынок с новыми проектами. Согласны ли Вы с этим мнением?

Н. Г. Ткаченко : Нет, я не могу с этим согласиться. Из-за кризиса снизилась арендная плата, однако другие расходы остались на прежнем уровне. Я вообще противник аренды, так как если компания задается целью создать качественный специализированный ювелирный магазин, то помещение должно находиться в собственности. А недвижимость сегодня не подешевела, по крайней мере, у нас в регионе сильного падения цен в этом секторе экономики не наблюдается. Не стали дешевле и оборудование, отделка интерьеров. Открытие магазина — это дорогое удовольствие, которое не каждый себе может позволить. Услуги охраны, оборудование для обеспечения безопасности сегодня стоят крайне дорого. И даже если вам удастся сократить расходы за счет низкой аренды, то на всем остальном сэкономить вряд ли получится.

Корр. : Планируете ли вы увеличение сети в 2009 году?

Н. Г. Ткаченко : Нет, в этом году — точно нет.

Корр. : Каковы, на Ваш взгляд, наиболее перспективные формат и площадь ювелирного магазина?

Н. Г. Ткаченко : Сложно сказать, ведь это зависит от местоположения и проходимости магазина. Наш магазин во Владивостоке имеет площадь сто пятьдесят квадратных метров. Для такого города этого сейчас, пожалуй, маловато. Так как город портовый, то в летний период число покупателей значительно увеличивается, кроме того, лето — традиционно «обручальный» сезон. А наш магазин в Уссурийске — площадью сорок пять квадратных метров. И в данном случае это оптимальная площадь. То есть при открытии магазина надо учитывать все факторы, чтобы не допустить просчетов.

Корр. : Как обстоит ситуация в компании с квалифицированными кадрами?

Н. Г. Ткаченко : Неплохо. Мы систематически проводим профессиональное обучение персонала, организуем семинары и тренинги, выписываем отраслевые журналы. При выборе потенциальных сотрудников акцент делается на личные качества. Обращаем внимание на коммуникабельность, приятный внешний вид — ведь покупателю должно быть комфортно общаться с продавцом. И конечно, немаловажно умение человека работать в команде. Коллектив должен быть сплоченным, иметь командный дух, сотрудники должны быть взаимозаменяемы. Что касается специальных знаний, то для нас не столь важна информация, например, о пробах драгоценных металлов. Все необходимые знания сотрудник получит в процессе работы и обучения. Причем я учусь вместе с работниками. В феврале в рамках выставки «JUNWEX Петербург 2009» проходили очень интересные тренинги Учебного Центра «JUNWEX», которые впоследствии дали свои плоды. Результаты тренингов и семинаров положительно сказываются на работе. Кроме того, я давно заметила, что самые лучшие продавцы — это бывшие учителя: они прекрасно разбираются в психологии, умеют найти общий язык с покупателем. Большого значения возрасту персонала мы не придаем. У нас работают сотрудники от тридцати шести до пятидесяти трех лет, и я бы не сказала, что молодой персонал эффективнее, чем представители старшего поколения.

Корр. : Какие инновационные технологии используете в работе?

Н. Г. Ткаченко : Самая инновационная технология — это наш сайт. Изначально он задумывался для общения с производителями, чтобы они могли познакомиться с нашей деятельностью. Но сейчас сайт постоянно посещает множество покупателей из разных городов, интересующихся нашими товарами, часто поступают вопросы о заказе продукции. Клиентов очень удивляет, что такие изделия в действительности можно заказать по Интернету. Сайт www.mineral1.ru красочный, интересный, а главное — понятный и доступный. Что касается иных маркетинговых технологий, то мы стремимся использовать все современные идеи. Дисконтными картами и скидками сейчас мало кого удивишь, а вот дорогие подарки покупателю дарят редкие магазины. Мы же не жалеем средств для того, чтобы клиент остался доволен и вернулся к нам снова.

Корр. : Какие «роковые» ошибки можно допустить в ювелирном бизнесе?

Н. Г. Ткаченко : Когда товар плохо продается, опасно брать большие кредиты. О последствиях подобной политики многие магазины не задумываются. Мы, к счастью, можем позволить себе кредиты. Другой ошибкой может стать обман покупателя. Многие представители торговли приобретают турецкий товар и выдают его за отечественный. Шестьдесят процентов прибыли большей части ювелирных магазинов — «черный» нал. Производственные предприятия должны выставлять на рынок качественную продукцию, что не всегда происходит. Нужно идти строем: производитель — торговля — покупатель. Только в этом случае ювелирная отрасль будет развиваться успешно.

По материалам журнала: Ювелирная Россия.